Как сделать коническую деталь из дерева?

Самодельные ножи для резьбы по дереву

Привет всем любителям самоделок, каждый специалист хорошо знает, что инструмент имеет большую роль в работе, а именно его надежность и качество сборки. Задумываясь на эту тему возникают мысли сделать идеальный удобный инструмент своими руками, в данном случае это резцы по дереву, а вырезание узоров с их помощью вполне увлекательное занятие, что не может не радовать. Главное в создании резцов быть более осторожным, так как работать придется с острыми предметами, а именно с режущей частью. Идея автора сделать резцы по дереву своими руками сопровождалась тем, что по близости данного инструмента не было, да и в местных магазинах их тоже не было.

Свойства, которые должны быть у хорошего ножа для резьбы по дереву следующие:
• Высококачественная сталь, повышающая ресурс ножей и долгого сохранения остроты.
• Эргономичные (удобные) рукоятки.
• Относительная простота изготовления.
• Надёжность.

Для создания данной самоделки не нужны какие-то труднодоступные материалы, их тут и не должно быть, так как заранее было задумано, чтобы все детали находились в легкой доступности у большинства столяров и любителей работ по дереву.

Необходимые материалы и инструменты:
* Куски ленточной пилы, выполненные из прочной стали, что из опыта подтверждает о их долгой сохраняемости заточки.
* Остатки дубовых досок, оставшиеся от прошлых работ, так как дуб сам по себе прочный, по-своему красивый и технологичный материал.
Из инструментов понадобится:
* Электрическое точило.
* Ленточная шлифовальная машинка с зернистостью около 40, а также шлифовальная шкурка (зернистостью 80, а для доводки — 240, 800 и 1000).
* Ножовка.
* Средства защиты органов дыхания – респиратор (марлевая маска).
* Столярный клей.

Вот и все детали с нужными инструментами готовы, теперь приступим к поэтапной сборке.

Шаг первый.
Первым делом нужно изготовить клинок. Из кусков полотна пилы длиной около 8 см автор выточил металлические заготовки клинков нужной формы, а у заготовок пооставлял хвостовики, их длина около 4,5-5 см, данные размеры гарантируют достаточную прочность крепления клинка в рукоятке.

Большую фаску на ножах нужно делать еще до того момента, когда хвостовик не вклеен в рукоять. Форму фаски нужно придавать с обеих сторон, соблюдая при этом определенный угол, стачивание металла должно происходить симметрично. Из материаловедения известно, что при интенсивном обтачивании металл нагревается, что вызывает его отпуск, а приводит это к тому, что металл становится более мягким и теряет способность сохранять заточку. Чтобы этого не случилось, обтачиваемую заготовку периодически нужно охлаждать в воде, тем самым избегая перегрев. Удобнее всего, когда емкость с холодной водой находится рядом и опустить заготовку не составляет большого труда. Чтобы окончательно сформировать лезвие, а также заточить и отполировать его нужно установить рукоятку, что собственно и будет дальше.

Шаг второй.
После долгих работ с металлом переходим к изготовлению рукоятки, для этого хорошо подошли бруски из дуба, размеры которых составили 12 на 22 мм в сечении, а длина слегка больше 120 мм. Данные бруски были подобраны так, чтобы склеиваемые поверхности были ровными. Для упрощения работы делаем выборку гнезда под хвостовик в одной из половинок будущей рукоятки.

Сперва обрабатывается хвостовик с помощью шлифмашинки по краям, с целью избавиться от заусенцев. Затем приложив хвостовик к подготовленному бруску, обводим его карандашом. С помощью стамесок выбираем гнездо на глубину, что равна толщине заготовки, периодически собирая насухо сборку конструкции для проверки прилегания брусков друг к другу. В случае недостаточной глубины гнезда, рукоять или не склеится или же при плохой стыковки просто расколется при использовании. Также слишком глубокое гнездо приведет к тому, что клинок будет гулять из стороны в сторону, что ведет за собой нежелательные последствия, а именно растрескивание рукоятки или деформация хвостовика. Поэтому к выборке гнезда под хвостовик проявите максимальную точность.

После того как вы убедились при контрольной сборке «насухо» , что все детали плотно сидят,в данном случае хвостовика, а также при отсутствии щелей между брусками-половинками рукоятки, то можно приступать к склеиванию. Столярный лей наносим на поверхность бруска и в гнездо под хвостовик, так как при ручной выборке гнезда точности в глубине достичь нереально, то на всякий случай лучше заполнить ее клеем, после высыхания которого хвостовик будет держаться за счет его твердости, в случае неточности. На прилегающую деталь рукоятки тоже нужно нанести клей, но меньшим слоем.

Читайте также:  Можно ли электролобзиком пилить доски?


После склеивания заготовки, ножовкой отпиливается задняя часть, до размера в 12 см.
Потом ленточной шлифовальной машинкой шлифуем торцы ручек, не забываем использовать средства индивидуальной защиты — защитные очки и респиратор, поскольку дубовая пыль может вызвать аллергию.

Шлифование проходит для начала зернистостью 40, а затем по возрастанию, пока заготовка не станет гладкой.
Покрываем нитролаком.

Шаг четвертый.
Доводим режущую часть, нам нужна малая фаска, угол заточки которой составляет для данных ножей примерно 25-30°. Чтобы сформировать малую фаску автор использует шлифовальную шкурку разной зернистости постепенно увеличивая зернистость, начиная от 240, переходя к 800, а затем и к 1000, в конечном итоге все полируется на кожаном ремне, зажатом на бруске. Если заточка вышла удачной, то древесина должна резаться как вдоль, так и поперёк волокон без приложения особых усилий, при этом поверхность среза должна быть ровной и блестящей, так называемый «масляный» рез.
Используя данный шаблон изготовления было сделано несколько ножей, в целом они достаточно надежны и удобны в использовании, что для непрофессионала очень даже прилично.

Источник: usamodelkina.ru

Инструменты для резьбы по дереву – что нужно начинающему?

ИНСТРУМЕНТЫ

Все начинающие резчики спрашивают: «Какие инструменты необходимы мне в первую оче­редь?» Сначала нам понадобится небольшое чис­ло инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, при­обретайте инструменты по мере необходимо­сти. Обычно при покупке набора вы не экономи­те ни копейки, зато всегда остаются вещи, кото­рые вам почти не понадобятся. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.

Вам понадобится хороший нож – тот, которым будет удобно работать. Существует три вида но­жей – со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наибо­лее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.

Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC – оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я исполь­зую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вме­сто заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном – от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применя­ется лучковая пила («змейка»).

Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.

Специальные инструменты

Скобель применяется для снятия коры и для бы­строго грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, иде­альное при изготовлении ложек, чашек или ма­сок.

Абразивы

Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты пло­ской, полукруглой или круглой формы всегда ис­пользуйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообраз­ную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких ще­пок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.

Читайте также:  Как склеить столешницу из дерева?

Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилин­дры в составе ручной дрели или пресса незаме­нимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхно­сти и характером материала, отвечая самым раз­ным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструмен­ты быстро затупятся.

Электрические инструменты

Когда вы начнете мастерить заготовки самосто­ятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко пре­восходя всё, что можно сделать при помощи луч­ковой пилы. Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не вся­кое дерево. Ленточные и дисковые шлифоваль­ные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры. Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазо­ном головок для обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные ап­параты и маленькие высокоскоростные резчиц­кие станки. Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-посту­пательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».

Укрепляющие приспособления

Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто ис­пользую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Если вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защи­тить руку.

У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.

ОПОРА

Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы ре­жете дерево пилой-«змейкой», советую исполь­зовать опору – обычную доску, поддерживаю­щую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда об­рабатываете заготовку.

ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ

Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстач­ные тиски. Одна клемма удержи­вает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке вы­скользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.

Дополнительные приспособления

Электрические инструменты для выжигания мо­гут быть использованы при окрашивании изде­лия, придании фактуры, а также для подписи ра­боты. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос. Также необходимы инструменты ху­дожника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перене­сения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку. При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источ­ник света и увеличительное устройство.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи – электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если оста­нется ровный след, то лезвие острое. Если во­локна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Режущие инструменты

Нож (желательно с фиксированным лезвием)

Четыре прямые стамески (достаточно размером с ладонь)

№ 3 отлогая стамеска шириной 1/2 (1,3 см)

№ 7 полукруглая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 11 крутая стамеска шириной 1/4 (6 мм)

Читайте также:  Чем покрасить балясины из дерева?

№ 12 стамеска-уголок шириной 1/4 (6 мм)

Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора

Копировальный аппарат (МФУ)

Лучковая пила («змейка»)

Инструменты и материалы для шлифовки

Наждачная бумага (зернистость от 150 до 400)

Абразивы с тканевым задником

Гибкие пластиковые подушечки (серые и белые)

Материалы для крепления (что-нибудь одно как минимум)

Верстачные тиски (см. выше)

Резиновая подушечка для резьбы

Отделочные материалы

Проникающий или поверхностный полировоч­ный материал (по желанию)

Источник: iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Резьба по дереву. Разметка винтов


Разметка однозаходного винта

Имея одну линию захода, разметить полный винт сложно как на круглой, так и на квадратной заготовке, но, имея вспомогательные линии, сделать это не составит большого труда.
Рассмотрим сначала более простой вариант – разметку однозаходного винта на квадратной заготовке.

Для того, чтобы ее правильно разметить, необходимо, двигаясь по ходу поворота винта, на первой грани отложить размер, соответствующий одной четверти произвольно выбранного шага, считая от основания заготовки. На следующей грани – размер, соответствующий половине произвольно выбранного шага. На третьей грани – размер, составляющий три четверти произвольно выбранного шага. И. наконец, на исходную грань отложить размер, соответствующий целому шагу.

В дальнейшем от этих точек вдоль граней можно откладывать размер, соответствующий целому шагу. Разметка получится точной и позволит правильно прорезать винт (рис. 125 и 126).
Разметку круглой заготовки выполняют также, как и квадратную, с той лишь разницей, что вместо граней будут использованы продольные линии, нанесенные на заготовку в соответствии с выбранным шагом.

При разметке двухзаходного винта возникают те же проблемы, что и при разметке однозаходного винта, правда в роли вспомогательных линий здесь выступает не одна, а две грани, если речь идет о квадратной заготовке, и соответственно две линии, если имеется в виду круглая заготовка.

На этих вспомогательных гранях или линиях откладывают размер, соответствующий половине произвольно выбранного шага, а на противоположных гранях – размер, соответствующий целому шагу. В дальнейшем по граням от полученных точек откладывают размер, соответствующий целому шагу. Такая разметка позволит правильно прорезать винт (рис. 127 и 128).

При разметке восьмизаходного винта на квадратной заготовке между гранями посередине проводят дополнительные линии и, определившись с размером шага, размечают заготовку подобно тому, как это делают при разметке четырехзаходного винта . На круглых заготовках вместо граней будут продольные линии. а сам порядок разметки такой же, как и на квадратной заготовке.

Некоторые особенности разметки и прорезки целого винта

При разметке целого полнотелого винта по окружности, например, при изготовлении дуги или обруча, действует правило разметки такое же, как и при разметке 1/4 винта. Однако необходимо учитывать, что дугу (рис. 129) или обруч выполняют из сегментов и здесь существуют свои тонкости.

Для изделий большого диаметра, чтобы они не потрескались от времени, лучше использовать клееный брус, хотя раньше мастера делали их из цельного куска дерева. Для этого часть бревна, приготовленного для заготовки, высушивали два-три года под навесом или в сарае. Затем эту часть бревна кололи по естественным трещинам, которые образовались в процессе сушки, на чурки. Из последних делали заготовки, а затем изделия. В наше быстротекущее время ждать два-три года долго, да и не у каждого есть сарай, а главное, где взять бревно, которое как минимум должно быть в три раза толще получаемой заготовки?

Что касается прорезки, то левый винт прорезать легче, так как он как бы под правую руку, а к правому необходимо привыкнуть, хотя левшам легче прорезать правый винт, а затруднения у них, как правило, с левым винтом.

Отмечу еще одну особенность прорезки винта: не зря я пишу правая и левая разметки. Так вот, один винт прорезается легко, другой сложней, к нему нужно привыкнуть, поэтому перед тем как прорезать “неудобный” винт нужно попрактиковаться на “черновом” материале, чтобы отработать технику и почувствовать винт.

И как завершение к полнотелому винту скажу, что манипулирование шагом, количеством и шириной линий захода, а также использование вариации в разметке придает изделию особую неповторимость. Но сначала надо научиться резать обычный винт и понять разметку, чтобы в итоге получить то, что показано на рис. 130.

А.В. Большаков “Резьба по дереву. Ода винту”

Источник: sdelaj.com