Как сделать круг из дерева?

Как согнуть древесину

Как изогнуть древесину

Если вы решили отделать помещение деревом или заняться созданием красивой мебели в классическом стиле – то вам необходимо будет изготавливать криволинейные детали. К счастью, древесина является уникальной субстанцией, ведь она позволяет опытному мастеру немного поиграться с формой. Это не так сложно, как кажется, но и не так легко, как хотелось бы.

Ранее на сайте уже была публикация по изгибанию фанеры. В этой статье мы разберёмся в принципах гнутья массивной доски и бруса, узнаем, как это делают на производстве. А также приведём полезные советы от профессионалов, которые будут полезны домашнему умельцу.

Почему гнутьё лучше выпиливания

Криволинейную деревянную деталь можно получить двумя методами: изогнув ровную заготовку, либо вырезав необходимую пространственную форму. Так называемый способ «выпиливания» привлекает пользователей своей простотой. Для такого изготовления деталей и конструкций не нужно использовать сложные приспособления, не приходится тратить много времени и сил. Однако, чтобы выпилить криволинейное деревянное изделие, приходится применять заведомо слишком крупную заготовку, причём очень много ценного материала будет безвозвратно теряться в качестве отходов.

Но главной проблемой являются рабочие характеристики полученных деталей. При раскрое криволинейной детали из обычного обрезного пиломатериала, волокна древесины не меняют своего направления.
Как результат, в зону радиусов попадают поперечные срезы, которые не только ухудшают внешний вид, но и заметно усложняют последующую доводку изделия, например, его фрезерование или чистовое шлифование. Кроме того, на самых уязвимых для механического воздействия скруглённых участках волокна идут поперёк сечения, что делает деталь склонной к разлому в этом месте.

Тогда как при гнутье обычно наблюдается противоположная картина, когда древесина становится только прочнее. На кромки изогнутого бруса или доски не выходят «торцевые» срезы волокон, поэтому впоследствии можно без ограничений обрабатывать такие заготовки, с использованием всех стандартных операций.

Что происходит в древесине при изгибании

Технология гнутья основана на способности древесины, сохраняя целостность, в некоторых пределах менять свою форму по мере приложения силы, а затем сохранять её после снятия механического воздействия. Однако все мы знаем, что без подготовительных мероприятий пиломатериал является упругим – то есть он возвращается в исходное состояние. А если приложенные силы слишком велики, то брус или доска попросту ломается.

Слои деревянной заготовки при изгибании работают неодинаково. Снаружи радиуса материал растягивается, внутри – сжимается, а в середине массива волокна практически не испытывают существенных нагрузок и мало сопротивляются действующим на заготовку силам (этот внутренний слой называют «нейтральным»). При критичной деформации волокна на внешнем радиусе разрываются, а на внутреннем радиусе обычно образуются «складки», которые являются довольно распространённым дефектом при изгибании мягкой древесины. Сжиматься волокна пластичных лиственных или хвойных пород могут на 20 и более процентов, тогда как предел растягивания составляет около одного-полутора процентов.

То есть для определения возможности для изгибания (без разрушения) более важным показателем будет предел относительного удлинения растянутого слоя. Он напрямую зависит от толщины детали и определяет радиус, который нужно получить. Чем толще заготовка и чем меньше радиус – тем больше будет относительное удлинение вдоль волокон. Имея данные о физических свойствах популярных пород древесины, можно для каждой из них сформулировать максимально возможное соотношение толщины и радиуса деталей. В цифрах это будет выглядеть так:

Порода Возможный (внутренний) радиус изгиба по отношению к толщине детали после пропаривания и применения шины.
Сосна 1:11
Ель 1:10
Берёза 1:5,7
Дуб 1:4
Бук 1:2,5
Тип подготовки пиломатериала Возможный (внутренний) радиус изгиба по отношению к толщине детали.
Только нагрев 1:80 – 1:100
Только увлажнение 1:50 – 1:60
Нагрев и увлажнение 1:20 – 1:30

Эти данные говорят о том, что хвойный пиломатериал, по сравнению, с плотными лиственными породами, хуже приспособлен к свободному изгибанию. Для работы с пиломатериалами на агрессивных радиусах нужно обязательно использовать комбинированные методы предварительной подготовки деталей и механической защиты.

Шина как действенный способ избежать разрушения древесины при изгибании

Так как основной проблемой является разрыв волокон со стороны наружного радиуса, именно эту поверхность заготовки нужно как-то стабилизировать. Одним из самых распространённых методов является использование накладной шины. Шина представляет собой стальную полосу толщиной от полмиллиметра до двух миллиметров, которая охватывает брус или доску по наружному радиусу и изгибается на шаблоне вместе с древесиной. Упругая полоса поглощает часть энергии при растягивании и одновременно с этим перераспределяет разрушающую нагрузку по длине заготовки. Благодаря такому подходу в купе с увлажнением и нагревом, допустимый радиус изгиба уменьшается в разы.

Параллельно с использованием стальной шины в гибочных приспособлениях и станках добиваются механического уплотнения древесины. Делается это при помощи прессующего ролика, который давит на заготовку по наружному радиусу изгиба. Кроме того, форма-шаблон в таком приспособлении часто наделена 3-миллиметровыми зубьями (с шагом около 0,5 см), ориентированными навстречу ходу заготовки.

Задача зубчатой поверхности шаблона — не дать заготовке проскользнуть, предотвратить взаимный сдвиг волокон в деревянном массиве, а также создать мелкую вдавленную гофру в вогнутом радиусе детали (волокна тут запрессовываются вовнутрь массива, следовательно, решаются проблемы со складками).

Прессование с шиной позволяет с минимальным процентом брака изгибать бруски и доски из хвойной и мягкой лиственной древесины. Обратите внимание, что детали из относительно твёрдых пород при гнутье с прессованием становятся примерно на десять-двенадцать процентов тоньше, а сосновые и еловые заготовки – на 20-30% тоньше. Но к положительным моментам этого метода нужно отнести значительное увеличение прочностных характеристик готового изделия, а также существенное снижение требований к наличию пороков и дефектов в заготовках из древесины.

Как улучшают пластичность древесины

В нормальном состоянии пиломатериалы обладают упругостью, существенной пространственной жёсткостью и стойкостью к сжатию. Эти ценные свойства древесина получает от лигнина – природного «сетчатого» полимера, который придаёт растениям стабильную форму и прочность. Располагается лигнин в межклеточном пространстве и в клеточных стенках, соединяя целлюлозные волокна. В древесине хвойных пород его содержится порядка 23-38 процентов, в лиственных породах – до 25 процентов.

По сути, лигнин является своего рода клеем. Мы можем его размягчить и превратить в «коллоидный раствор», если нагреть пиломатериал путём пропаривания, проваривания, обработки током высокой частоты (для мелких деталей применима также бытовая микроволновка). После расплавления лигнина заготовку изгибают и фиксируют – остывая, расплавленный лигнин отвердевает и не даёт древесине вернуться в исходную форму.

Практика показывает, что оптимальной температурой для гнутья цельной древесины (брусок, рейка, доска) будет 100 градусов Цельсия. Эту температуру нужно получить не на поверхности, а внутри заготовки. Поэтому во многом от того, насколько массивной является деталь, будет зависеть время температурного воздействия. Чем толще деталь – тем дольше её придётся нагревать. К примеру, если использовать пропаривание для подготовки к изгибанию рейки толщиной 25 мм (с влажностью около 28-32%), то в среднем на это уходит около 60 минут. Примечательно, что время выдержки под паром аналогичных по габаритам деталей для любых пород примерно одинаковое.

Кстати, считается, что перегревать деталь тоже нельзя, так как лигнин после отвердевания может потерять упругость и стать слишком хрупким.

Метод проваривания используется не часто, так как заготовка сильно и неравномерно увлажняется, а такие водонасыщенные волокна и клетки при гнутье могут рваться, как минимум, с образованием ворса. Детали после варки приходится потом слишком долго сушить. Но этот способ хорошо показывает себя, если нужно обработать для гнутья только часть заготовки.

Пропаривание позволяет прогревать заготовку равномерно, причём влажность её на выходе стремится приблизиться к оптимальной. Наиболее подходящая влажность для достижения максимальной пластичности пиломатериалов считается диапазон в 26-35 процентов (момент насыщения волокон древесины).

Чтобы пропарить древесину для гнутья в домашних условиях, используют самодельные цилиндрические камеры из металлических/полимерных труб или прямоугольные короба из дерева. В качестве источника пара выступают нагревающиеся баки, электрические чайники и прочие подобные приспособления, которые могут обеспечить температуру порядка 105 градусов и небольшое давление. Далее всегда следует этап просушивания детали (+ выдержки зафиксированной формы) примерно до пятнадцати процентов и её финишной обработки.

Источник: elka-palka.ru

Как оформить приствольный круг дерева

Стильно оформленный приствольный круг может стать настоящим украшением сада! Есть несколько вариантов оформления этой зоны. Например, можно устроить там цветник, задернить его злаками, сидератами или заполнить пространство декоративной мульчей. Каждый способ имеет свои особенности и ставит задачей улучшить структуру почвы, сохранить влагу, обеспечить защиту от сорняков и некоторых вредителей и гармонично вписаться в общую стилистику ландшафта.

Приствольный круг – это площадка вокруг ствола дерева, которая равнозначна проекции кроны. До пяти лет деревце считается молодым, поэтому закрывать чем-либо зону вокруг ствола нежелательно, дабы не мешать развитию корней. Почву вокруг деревьев в этот период необходимо поливать, рыхлить, вносить удобрения, следить, чтобы она оставалась влаго- и воздухопроницаемой. Но к 6–7 годам дерево становится взрослым и уже не требует постоянного рыхления приствольного круга, поэтому его можно декорировать. Рассмотрим основные варианты.

яблони на газоне

овсяница в приствольном круге

задернение газонной травой

Культурное задернение

Культурное задернение будет полезно на участках с избытком влаги, например под плодовыми деревьями, которые часто орошаются. Приствольные круги, находящиеся на склонах или террасах, также лучше задернить. Плотный ковёр из травы предохранит корни деревьев от подмерзания, укрепит склон, предохранит почву от вымывания полезных веществ дождевыми потоками, а также не даст пробиться сорнякам.

Для культурного задернения подойдут почвопокровные растения или злаки.

Гладкая изумрудная трава под деревьями всегда смотрится очень эффектно, лаконично и нарядно в ландшафте сада.
Задернить приствольный круг можно такими травами, как овсяница, полевица, белый клевер, а для длительного и стойкого эффекта можно использовать травосмесь из овсяницы луговой и мятлика лугового в пропорции 60:40. Траву под приствольным кругом необходимо периодически скашивать, оставляя высоту до 12 см.

Люпины — лучшие сидераты

колокольчики в приствольном круге

Залужение

Низкорослые теневыносливые почвопокровные растения, такие как дюшенея индийская, яснотка зеленчуковая (зеленчука), живучка, полевица побегоносная и барвинок малый, можно использовать для залужения приствольных кругов, эти растения не требуют покосов. Надземная часть и корневая система таких почвопокровников имеет стабильно малые размеры, а побеги стелются по земле и укореняются в слое почвы на глубине 7 см, не мешая развиваться корням деревьев.

Для улучшения структуры почвы и обогащения её полезными веществами и микроэлементами можно высевать сидераты. Это бобовые культуры: люпин, фацелия, вика, горох. Они обогащают почву азотом и угнетают рост сорняков. На песчаных и глинисто-песчаных почвах хорошие результаты дает посев люпина, а на более тяжелых — горчицы или фацелии.

Выращивание сидеральных культур особенно полезно для небольших дачных участков, где почва быстрее утомляется, что приводит к снижению урожайности.

Выращивание сидеральных культур особенно полезно для небольших дачных участков, где почва быстрее утомляется, что приводит к снижению урожайности.

процесс укладки мульчи

приствольный круг с щепой

Декоративное мульчирование

Если в вашем саду преимущественно плодовые деревья, приствольный круг которых периодически необходимо вскапывать, обильно поливать и вносить удобрения, то для его декорирования больше подойдёт мульча. Она не перекрывает доступ воздуха к штамбу, корневой системе, при этом питает, защищает от пересыхания и предохраняет от вредителей и болезней.

Существует масса материалов для мульчирования, как органических, так и неорганических. Рассмотрим некоторые из них.

● Опилки. Отличная экологически чистая мульча. Опилки будут предотвращать появление вредителей, а грунт под ними будет держать влагу. Однако при разложении опилок в почве снижается уровень азота, необходимый для дерева, поэтому перед использованием этого материала необходимо внести достаточное количество азотных удобрений, доломитовой муки и песка. Опилки подкисляют почву, что делает их полезными в приствольном круге хвойных растений или рододендронов, обожающих кислую среду. Выбирать необходимо старые опилки, а не свежие. Этот материал дольше сохранится в качестве покрытия, если под него положить спанбонд чёрного цвета.

Материал дольше сохранится в качестве покрытия, если под него положить спанбонд чёрного цвета.

● Мульчирование хвоей полезно для деревьев, которые растут на почвах с пониженной кислотностью. Такое покрытие – неплохая защита от мелких грызунов, но в некоторых случаях наличие смол в иглах может негативно сказаться на составе почвы.

● Кокосовое волокно. В последнее время стали использовать кокосовое волокно. Оно красиво смотрится, практично в использовании, хорошо впитывает влагу, имеет бактерицидные свойства. Подходит для растений, предпочитающих почву с нейтральной кислотностью.

● Сосновая кора. Сосновая кора является экологически чистым природным материалом. Она дезинфицирует воздух, улучшает эстетичный вид пространства. Микроклиматические условия, возникающие под корой, благоприятны для развития дождевых червей, которые способствует увеличению плодородности почвы, улучшению ее структуры и воздухопроницаемости.

Мульчирование почвы корой слоем толщиной 5–8 см предохраняет ее от заселения майскими жуками. При затяжных дождях сосновая кора не пропускает излишнюю влагу в почву, а при засухе — препятствует ее интенсивному испарению. Также она защищает растения от размыва поверхностным стоком воды, уменьшает забрызгивание растений грязью во время дождя.

● Гравий и галька. Этот вид мульчи долговечен, практичен и необычайно красив. Необходимо укладывать гальку на агротекстиль, фиксировать края пластиковыми бордюрами или камнями, чтобы отсыпка не разлеталась и не выпадала из границ приствольного круга. Палитра этого материала не ограничит вашу фантазию, а наоборот разожжет дизайнерский аппетит. Каменная крошка создает благоприятный уровень влажности, теплообмена вокруг корневой зоны.

Источник: www.greenmarket.com.ua

Изготовление фигурок из дерева своими руками

Едва кто с уверенностью сможет назвать период возникновения изделий, выполненных из дерева. Известно, что изначально мастерами создавались идолы, изображавшие зверей или небесные светила. Фигурки из дерева в основном служили талисманами. И сегодня умельцы продолжают ремесло — резьбу по дереву.

При создании фигур животных из дерева теории мало, работа требует опыта. Мастера рекомендуют начинать с простых образцов. Ознакомиться с материалами и инструментами, выполнить заготовку из пластилина или глины. После освоения основных приёмов резьбы приступать к созданию фигур из дерева. Для работы создают комфортные условия. Стол должен быть удобным, освещение достаточным. Для безопасности заготовку фиксируют верстаком.

Выбор материала

Качество готового изделия полностью зависит от того, насколько правильно выбран материал. В основном при работе используют породы древесины:

  • липу;
  • осину;
  • берёзу;
  • сосну;
  • дуб или ясень;
  • ольху;
  • яблоню или грушу;
  • клён;
  • рябину;
  • лиственницу;
  • можжевельник.

Первые фигурки из дерева начинающим рекомендуют выполнять из липы. Материал легко режется и не образует трещин. Из осины создают скульптуры больших размеров, так как для нее характерны сколы. Берёза отличается необычным рельефом. При тонкой резьбе и создании декоративных элементов незаменимым будет орех. К работе с материалом не приступают до тех пор, пока не высушат. Заготовку заворачивают в полиэтилен и отправляют в тёплое место.

Характеристики инструментов

Для создания фигурок из дерева используют инвентарь:

  • Нож с коротким и скошенным лезвием. Резаком вырезаются крупные и мелкие детали, выполняют резьбу в тех местах, куда доступ ограничен.
  • При создании орнаментов работают с ножом-косяком.
  • Стамески плоской, полукруглой или загнутой формы используются при формировке углублений.
  • Стамесками, оснащёнными копьеобразным лезвием, вырезаются мелкие детали.

Ножи держат постоянно острыми, так как при резьбе по дереву необходима точность. При затачивании лезвий работают со специализированными брусками или крупной наждачной бумагой. Для правки инвентаря используют кожаный ремень

. Резчики также работают с дрелью, шлифовальной машиной, пилой, киянкой, рашпилями и наждачной бумагой.

Выполнение заготовки

Изначально определяются с размером изделия. Для создания маленьких фигурок используют сучки. Из колоды получают ростовые фигуры. Из полена мастера вырезают, не прилагая особых усилий, садового гнома. Из массивных брёвен создают скульптуры масштабных размеров. На заготовках не допускаются повреждения и сколы. Тем, кто планирует создавать фигурки из дерева своими руками, резчики по дереву рекомендуют изначально работать с прямоугольными брусками, так как на такую форму проще наносить рисунок.

Создание деревянных фигур

После выбора материала и подготовки инструмента приступают к работе. Фигуры из дерева создают, выполняя следующие этапы:

  • Рисуют эскиз. На лист бумаги карандашом наносят эскиз животного. Мастера рекомендуют изображать вид спереди, сзади и сбоку.
  • Рисунок с кальки переносят на деревянный брусок.
  • Выбирают инструмент в зависимости от фигуры животного.
  • При помощи ножовки или топорика обрезают лишний материал. Выполняют это до тех пор, пока из бруска не получат требуемую форму.
  • Приступают к вырезанию мелких деталей. Чтобы не допустить ошибок, на заготовку карандашом наносят контур.
  • Ножом для резьбы вырезают каждую часть фигурки. Для удобства начинают работать с углами.
  • Срезая слой за слоем материал, придают форму заготовке.
  • Прорабатывают углубления и формируют края.

Завершают работу наждачной бумагой. Отшлифовывают фрагменты, которые должны быть гладкими. При помощи абразива на поверхности образуют мех или чешую. Для защиты готовую фигуру животного из дерева обрабатывают специальным составом. Оставляют сохнуть.

Обработка фигурок

Отделку изделий выполняют разными способами. Покрывают лаком, морилкой или используют разные техники. Морилку не покупают, раствор готовят в домашних условиях. Водная морилка состоит из воды и йода. В воду добавляют несколько капель красителя. Коричневую настойку получают добавлением в воду раствора марганцовки. Для правильной работы с морилкой пробно на брусок наносят один слой средства. На изделии после сушки проявятся шероховатости. Устранив дефекты, изделие покрывают следующим слоем морилки, закрепляют фигурку лаком или варят в масле.

Специалисты утверждают, что изделия из ценных или красивых пород не покрывают, а наносят масло. При работе с эбеновым чёрным деревом покрытие не наносят, чтобы не испортить материал. Фигурку полируют при помощи сухого хвоща.

Источник: sotka.guru